Институт Прогрессивных Технологий

Инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Заполните онлайн-форму, и наши специалисты свяжутся с вами

    Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

    Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу — обязательная процедура определения и систематизации данных о выбросах в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта (предприятия или организации).

    Инвентаризация является базовым понятием системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и служит основой для множества других работ: определения категории объекта НВОС, проекта ПДВ, мероприятий в период НМУ, проекта СЗЗ и др.

    1. Максимально коротко об инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ атмосферу.
    2. В соответствии с требованиями законодательства проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является обязанностью для всех предприятий и организаций, имеющих выбросы в атмосферный воздух.

      Необходимость проведения инвентаризации не зависит от количества и состава источников выбросов, а также от отнесения к категории объектов НВОС!

      В процессе проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определяется количественный и качественный состав выбросов, но не проводится расчет рассеивания выбросов в атмосферном воздухе. Указанный расчет выполняется в проекте ПДВ и в ряде других работ, выполняемых на основе материалов инвентаризации.

      Для определения показателей выбросов используются преимущественно инструментальные методы (замеры на источниках выбросов), при использовании расчетных методов требуется обязательное обоснование.

      В связи с выходом Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, определяющего новые требования к порядку инвентаризации, все юридические лица и индивидуальные предприниматели после 01.03.2023 г. обязаны иметь отчет об инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выполненный по новой форме!

      Ранее действующий порядок инвентаризации, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, не предусматривал установленной формы учета передвижных источников, отчет по инвентаризации выбросов от таких источников разрабатывался в свободной форме. Теперь форма учета передвижных источников и выбросов от них строго регламентируется нормами Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

      В случае невыполнения требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможен административный штраф до 100 тысяч руб. в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований) и до 80 тысяч руб. по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).

      Согласование отчета по инвентаризации в органах надзора не требуется, однако при выявлении некорректной инвентаризации в ходе контрольно-надзорных мероприятий под сомнение может быть поставлена большая часть природоохранной документации предприятия или организации.


    3. Нормативные основания для проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
    4. Основным документом, определяющим необходимость проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, является Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии со ст. 22, 30 данного документа юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации.

      Необходимо учитывать отсутствие взаимосвязи обязанности по проведению инвентаризации и присвоенной категории НВОС. Исходя из формулировок, указанных в Федеральном законе от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, требование о проведении инвентаризации в равной степени относится к любому предприятию или организации, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

      Такими источниками могут быть:

      • Дымоотводящие трубы (котельные, печи, топливосжигающее технологическое оборудование и т.д.)
      • Системы вытяжной или общеобменной вентиляции (посты окрашивания, посты ремонта и обслуживания автотранспорта, экструзионные установки и т.д.)
      • Места перегрузки и хранения сыпучих материалов
      • Технологические установки, оборудованные системами очистки газа и пыли
      • Неплотности технологического оборудования, через которые загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух
      • Оборудование, работающее на открытых площадках (пилорамы, сварочные посты и т.д.)

      С 1 ноября 2019 г. Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, что сделало обязательным также проведение инвентаризации передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха.

      Основными передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются:

      • Автомобильный транспорт
      • Железнодорожный транспорт
      • Строительная, сельскохозяйственная и иная техника

      Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ для объектов, вводимых в эксплуатацию, инвентаризация проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Вместе с тем, рекомендуется выполнить инвентаризацию как можно раньше, так как ее материалы служат основой для постановки на учет объектов НВОС. Предельный срок для постановки на учет объектов НВОС составляет 6 месяцев с момента начала эксплуатации.

      Порядок проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

      Начало действия Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 — 01.03.2022 г.

    5. Состав инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
    6. В связи с тем, что инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ранее выполнялась совместно с проектом ПДВ, важно понимать, какие именно работы входят в состав инвентаризации, а какие — нет.

      В составе работ по инвентаризации выполняются:

      • Анализ ранее разработанных документов
      • Анализ технологии, составление пояснительной записки
      • Детальное описание источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе координат;
      • Подготовка картографических материалов
      • Инструментальные замеры на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
      • Определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
      • Формирование таблиц параметров и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
      • Составление отчета

      При этом в состав инвентаризации не выходят следующие работы:

      • Проведение расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
      • Расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
      • Разработка мероприятий в период НМУ
      • Определение плана-графика контроля для ПЭК
      • Получение экспертного, санитарно-эпидемиологического заключений
      • Получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

      В связи с переходным периодом по внедрению новых норм законодательства рекомендуем выполнять проект ПДВ, в процессе разработки которого не только проводится инвентаризация с составлением отчета по новой форме, но и осуществляются расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

    7. Применение инструментальных и расчетных методов определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
    8. В соответствии с п. 18 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы.

      В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.

      Область применения расчетных методов (п. 26-28 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 19.11.2021 г. № 871):

      • Отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества
      • Отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов
      • Отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику);
      • Неорганизованные и линейные стационарные источники
      • Ограниченное количество технологических процессов, с использованием результатов измерения отдельных характеристик источника выброса
      • Получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух


    9. В каких случаях необходима корректировка отчета по инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу?
    10. Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ изменение требований к порядку проведения инвентаризации является основанием для корректировки данных инвентаризации. При этом п. 49 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, установлена обязанность корректировки данных инвентаризации не позднее 1 года с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

      Таким образом, после 01.03.2023 г. все объекты, имеющие на своем балансе стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны иметь отчет по инвентаризации, выполненный по форме, установленной Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

      Важно учитывать, что указанное требование не зависит от необходимости или отсутствия необходимости нормирования выбросов в атмосферный воздух для конкретного объекта НВОС, наличия или отсутствия проекта ПДВ.

      Другими основаниями для корректировки инвентаризации, в соответствии с п. 45, 46 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, являются:

      • Изменение технологических процессов и режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
      • Изменение объемов производства
      • Реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и массы выбросов
      • Изменение максимально разовых выбросов более чем на 25% или валовых выбросов более чем на 10%.

      В случае возникновения указанных обстоятельств материалы инвентаризации также должны быть откорректированы в течение 1 года.


    11. Учет передвижных источников в материалах инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
    12. В соответствии со п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны проводить инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая выбросы от стационарных и передвижных источников.

      Вместе с тем, порядок, утвержденный ранее действовавшим Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, распространял свое действие исключительно на стационарные источники. Вопрос учета передвижных источников в законодательстве определен не был. До внесения изменений в указанные требования в составе работ по инвентаризации выбросов выполнялись два отчета, соответственно для стационарных и передвижных источников выбросов.

      В связи со вступлением в силу Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 выбросы от стационарных и передвижных источников нужно теперь учитывать в одном отчете по инвентаризации, по установленной форме.


    13. Возможные штрафные санкции.
    14. За несоблюдение требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможны административные штрафы по следующим статьям КоАП РФ:

      • Ст. 8.1 — штраф до 100 тыс. руб. (несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений)
      • Ст. 8.5 — штраф до 80 тыс. руб. (сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды)

      Важно понимать, что в случае неправильно проведенной инвентаризации под сомнение могут быть поставлены множество других обязательных природоохранных документов.

      В этом случае штрафы могут исчисляться сотнями тысяч рублей.

    Нас рекомендуют

    Наши клиенты и партнеры

    Свяжитесь с нами!
    Позвоните по телефону
    +7(495)663-30-92 или оставьте заявку:
    Главный офис в Москве
    115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д.26, БЦ «Омега–Плаза 2» Корпус А, этаж 4, офис 430
    Офис в Рязани 390037, Рязань, Касимовское шоссе 67а, офис 408 (БЦ «СФЕРА»)
    Офис в Сыктывкаре Россия, Республика Коми, Сыктывкар, Гаражная улица, 9
    Офис в Перми Россия, Пермь, улица Максима Горького, 5
    Офис в Ижевске Россия, Удмуртская Республика, Ижевск, улица Карла Маркса, 23А
    Офис в Ухте Россия, Республика Коми, Ухта, Тиманская улица, 11
    Офис в Екатеринбурге Россия, Свердловская область, Екатеринбург, микрорайон Юго-Западный, Ясная улица, 31
    Офис в Кирове Россия, Киров, Профсоюзная улица, 1 офис 502


    Россия, г. Москва, ул. Ленинская Слобода 26, БЦ «Омега–Плаза 2», Корпус А, Этаж 4, Офис 430
    2023 © Институт Прогрессивных Технологий

    На нашем сайте используется cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookies.
    На нашем сайте используется cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookies.
    Загружается...