ВНИМАНИЕ! Подходят сроки перехода на ЕТН
12 декабря 2024 Важно знатьПолезное
В соответствии с предписаниями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, закрепленными в приказе № 766н от 29 октября 2021 года, регламентирующем порядок обеспечения трудящихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими веществами, работодатели, осуществляющие деятельность на территории страны, обязаны в установленном порядке произвести переход на Единые типовые нормы (ЕТН) выдачи СИЗ и смывающих средств. Этот переход, подразумевающий отказ от устаревших отраслевых стандартов, должен быть завершен не позднее 1 января 2025 года. Данное нововведение обусловлено стремлением к унификации требований безопасности и охраны труда, что, в свою очередь, должно способствовать повышению уровня защиты персонала от производственных рисков.
Текущий процесс переориентации с отраслевых нормативов на ЕТН требует от ответственных за безопасность и охрану труда на предприятиях разработки внутренних, локальных регламентов предоставления СИЗ. Эта задача, помимо прочего, подразумевает не только формальную имплементацию новых требований, но и комплексный анализ условий труда на каждом конкретном рабочем месте. Данный анализ должен учитывать не только специфику технологических процессов, но и индивидуальные особенности выполняемых работ.
Крайний срок для перехода на ЕТН установлен 1 января 2025 года, что, безусловно, диктует необходимость оперативной и системной работы в этом направлении. Неисполнение данного требования повлечет за собой административные санкции, а в случае наступления несчастных случаев, связанных с ненадлежащим обеспечением персонала СИЗ, может повлечь и уголовную ответственность для ответственных лиц.
Рассмотрим подробнее процедуру разработки локальных норм выдачи СИЗ:
Вступивший в силу 1 сентября 2023 года приказ Минтруда № 766н, помимо всего прочего, закрепляет обязательные требования к обеспечению работников СИЗ, охватывая все этапы: от определения потребностей и организации закупок до непосредственно выдачи, эксплуатации, хранения, обслуживания и утилизации. В соответствии с данным документом, местные регламенты предоставления СИЗ должны разрабатываться на основе анализа следующих источников:
- Единые типовые нормы (ЕТН), служащие базовым ориентиром и законодательно установленным минимумом.
- Данные специальной оценки условий труда (СОУТ), позволяющие идентифицировать вредные и опасные производственные факторы и, соответственно, подобрать наиболее подходящие средства защиты.
- Оценка профессиональных рисков, выявляющая вероятность и тяжесть последствий воздействия вредных и опасных факторов на работника.
- Мнение представительного органа работников, обеспечивающее учет интересов и мнения трудового коллектива при разработке норм выдачи СИЗ.
Утверждение локальных норм осуществляется посредством издания соответствующего локального нормативного акта работодателя, к примеру, в качестве приложения к Положению об обеспечении работников СИЗ. Это обеспечивает легитимность и обязательность исполнения установленных требований.
Ключевое отличие нового подхода от предыдущих правил заключается в положениях пункта 17 Правил обеспечения СИЗ № 766н. Данный пункт устанавливает строгие требования к содержанию локальных норм, которые должны включать:
- Конкретные классы защиты СИЗ, обеспечивающие необходимый уровень защиты от идентифицированных рисков.
- Категории эффективности и эксплуатационные уровни защиты для СИЗ, имеющих соответствующие характеристики.
- Особенности конструкции и комплектности СИЗ, учитывающие специфику рабочего процесса и индивидуальные антропометрические данные работников.
После согласования с профсоюзным комитетом или иным представительным органом, локальные нормативы утверждаются приказом руководителя организации. Эти данные служат основанием для выдачи СИЗ, а персонал должен быть ознакомлен с установленными правилами под личную подпись, что обеспечивает подтверждение их информированности и ответственности за правильное применение средств защиты.
Относительно случаев, когда работнику не требуются все СИЗ, указанные в приложении № 1 к ЕТН:
Пункт 18 Правил обеспечения СИЗ № 766н четко устанавливает, что объем предоставляемых СИЗ, привязанный к профессиональным обязанностям, определяется в соответствии с Едиными типовыми нормами (ЕТН) для конкретных профессий и должностей. Это означает, что перечень СИЗ, представленный в приложении № 1 к ЕТН, является законодательно установленным минимальным стандартом защиты. Следовательно, при наличии соответствующей профессии или должности в данном перечне, произвольное уменьшение объема предоставляемых СИЗ не допускается.
Однако, в случае, если результаты оценки рисков и СОУТ показывают, что риски минимальны и необходимость в отдельных средствах защиты отпадает, возможна выдача дополнительных СИЗ, обеспечивающих более высокий уровень защиты. Данное решение, однако, должно быть документально обосновано и согласовано с представительным органом работников.
В заключение следует отметить, что переход на ЕТН является важным шагом в повышении уровня безопасности труда и требует от работодателей ответственного и компетентного подхода. Необходимо не только формально следовать новым правилам, но и стремиться к созданию на рабочих местах условий, максимально исключающих риски и обеспечивающих безопасную трудовую деятельность.
Мнение эсперта ИПТ
Как специалист, много лет занимающийся вопросами охраны труда, я вижу в переходе на ЕТН СИЗ как значительные возможности для улучшения системы защиты работников, так и ряд потенциальных сложностей, требующих пристального внимания.
Плюсы перехода на ЕТН СИЗ:
-
Унификация требований. Одним из главных преимуществ является унификация требований к обеспечению работников СИЗ. Единые нормы позволяют стандартизировать подходы к защите в разных отраслях, что снижает путаницу и повышает прозрачность системы. Упрощается контроль за соблюдением норм, как со стороны работодателя, так и со стороны надзорных органов.
-
Минимизация рисков. ЕТН СИЗ, разработанные на основе анализа современных производственных рисков, направлены на обеспечение работников необходимыми средствами защиты, что способствует снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Это, безусловно, положительно сказывается на здоровье работников и снижает финансовые потери предприятия, связанные с выплатами компенсаций и судебными издержками.
-
Четкость критериев. Новые нормы устанавливают более четкие критерии к характеристикам СИЗ (классы защиты, уровни эффективности, конструктивные особенности и т.д.), что повышает обоснованность выбора и снижает вероятность приобретения неэффективных средств защиты.
-
Прозрачность процесса. Более строгие требования к документированию процесса выдачи СИЗ (локальные нормы, ознакомление под подпись) делают этот процесс более прозрачным и контролируемым.
-
Фокус на анализе рисков. Подчеркивается важность оценки профессиональных рисков и специальной оценки условий труда, что смещает акцент с формального соблюдения норм на реальное обеспечение безопасности.
Минусы и потенциальные сложности:
-
Повышенная нагрузка на работодателя. Переход на ЕТН СИЗ требует от работодателя значительных усилий по разработке новых локальных норм, проведению дополнительного анализа рисков и СОУТ, а также пересмотру имеющихся процедур закупки, выдачи и контроля за СИЗ. Это может привести к временным сложностям, особенно на предприятиях малого и среднего бизнеса.
-
Вероятность формального подхода. Существует опасность, что работодатели подойдут к процессу формально, ограничиваясь копированием ЕТН и не проводя полноценный анализ рисков на конкретных рабочих местах. В таком случае, эффективность новых норм будет сведена к минимуму.
-
Недостаточное внимание к специфике. Несмотря на унификацию, существует опасность игнорирования специфических условий труда и рисков, характерных для отдельных производств или профессий. Необходим индивидуальный подход при разработке локальных норм, что требует высокой квалификации и ответственности специалистов по охране труда.
-
Возможные финансовые затраты. Переход на ЕТН СИЗ может повлечь дополнительные затраты на приобретение более современных и эффективных, но при этом более дорогих СИЗ. В долгосрочной перспективе эти затраты, конечно, окупятся за счет снижения травматизма, но в краткосрочном периоде могут создать финансовую нагрузку для предприятия.
-
Трудности с адаптацией. Необходимость изменения привычных процессов работы с СИЗ может вызвать трудности с адаптацией у персонала. Недостаточное информирование и обучение работников может привести к неправильному применению СИЗ и снижению их эффективности.
-
Возможные противоречия. В отдельных случаях могут возникнуть противоречия между ЕТН и особенностями конкретных производств, что потребует дополнительного разъяснения и гибкости со стороны контролирующих органов.
Заключение эксперта
Переход на ЕТН СИЗ – это важный и, в целом, позитивный шаг в развитии системы охраны труда. Но для того, чтобы эти нормы реально работали на благо работников, необходим комплексный и ответственный подход со стороны работодателей, а также постоянный контроль и поддержка со стороны государства и контролирующих органов. Важно не просто формально выполнить требования закона, а создать на предприятиях культуру безопасности, где каждый работник понимает важность применения СИЗ и несет ответственность за свою безопасность.
В конечном итоге, успех внедрения ЕТН СИЗ будет зависеть от добросовестности и компетентности всех участников процесса – от разработчиков норм до конечных пользователей.