Регулирование дополнительного профессионального образования педагогов: новый вектор государственной политики
7 апреля 2025 Законодательство
Предпосылки реформы: проблема качества и недобросовестных поставщиков
В системе российского образования назревают существенные изменения, касающиеся порядка прохождения педагогическими работниками дополнительного профессионального образования (ДПО), включая программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Основанием для недавних законодательных инициатив послужила выявленная проблема неоднородного, а порой и откровенно низкого качества образовательных услуг на рынке ДПО для педагогов. Как отмечают представители законодательной власти, анализ ситуации показал, что значительная доля организаций, предлагающих программы переподготовки учителей, не обладает статусом полноценных учебных или научных центров, что вызывает сомнения в их соответствии установленным требованиям. Особую обеспокоенность вызывает широкое распространение дистанционных курсов сомнительного содержания, позволяющих получить формальный документ без гарантии реального освоения компетенций. Практика, когда педагоги преподают несмежные дисциплины на основании таких «корочек», признана недопустимой.
Законодательное решение: ограничение выбора образовательных организаций
Реагируя на эту проблему, Государственная Дума приняла поправки к основополагающему Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный шаг позиционируется как мера, направленная на кардинальное повышение качества подготовки учительских кадров. Суть нововведений заключается в установлении исчерпывающего перечня типов организаций, уполномоченных проводить ДПО для педагогов, необходимое для осуществления педагогической деятельности или аттестации.
Утвержденный перечень организаций для обучения педагогов
С 1 сентября 2026 года, согласно принятым изменениям в Федеральный закон № 273-ФЗ, легитимными будут считаться только программы ДПО, освоенные в следующих организациях:
-
Государственные или муниципальные образовательные организации.
-
Образовательные структуры, учредителями которых выступают государство, субъекты РФ, муниципальные образования, либо организации с их долей в уставном капитале.
-
Образовательные организации, созданные госкорпорациями или госкомпаниями.
-
Образовательные центры на базе инновационных площадок «Сириус» и «Сколково», или на территориях инновационных научно-технологических центров.
-
Общероссийские спортивные федерации (специально для педагогов в области физической культуры и спорта).
Последствия для педагогов и условия применения новых норм
Важнейшим следствием нового регулирования, закрепленного поправками в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», станет потенциальное ограничение права на ведение педагогической деятельности для учителей, которые после 1 сентября 2026 года пройдут переподготовку в частных организациях, не входящих в утвержденный список. Уточняется, что данное ограничение коснется в первую очередь тех, кто получает диплом о профессиональной переподготовке для работы по основным общеобразовательным программам в школах.
Гарантии для ранее обучившихся и другие исключения
Подчеркивается, что документы об образовании, полученные до вступления закона в силу (то есть до 1 сентября 2026 года), сохранят свою юридическую силу. Это должно снять опасения у уже работающих учителей, ранее воспользовавшихся услугами частных центров. Также ограничения могут не распространяться на случаи, когда работодатель направляет педагога на повышение квалификации по своей инициативе для иных целей, не связанных напрямую с допуском к основной педагогической деятельности по общеобразовательным программам.
Дискуссии и потенциальные риски нововведений
Заключение: поиск баланса между контролем и доступностью
Реформа системы ДПО педагогов, закрепляемая поправками в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является значимым шагом в стандартизации и контроле качества подготовки учителей. Успешность этой меры будет зависеть от способности системы обеспечить доступность качественного обучения в разрешенных организациях и от готовности регулятора учитывать потенциальные риски, чтобы не навредить кадровому обеспечению школ и не лишить систему ценных образовательных ресурсов вне госсектора. Дальнейшее развитие ситуации потребует мониторинга и, возможно, корректировок для достижения баланса между контролем качества и доступностью образования.