Ключевые изменения в законодательстве по охране труда 2024-2025
4 ноября 2024 АнонсыВажно знатьСтатьи
С 1 сентября 2024 года вступил в силу внушительный пакет из более чем 20 законодательных новелл, затрагивающих сферу охраны труда и пожарной безопасности. Эта тенденция к трансформации нормативно-правовой базы продолжится и в 2025 году, оказывая влияние на организации всех отраслей экономики. Предлагаем вашему вниманию аналитический обзор ключевых изменений, призванный помочь компаниям оставаться в курсе актуальных требований и эффективно адаптироваться к новым реалиям.
Введены новые формы документации для расследования несчастных случаев на производстве, а также регламентирующие особенности данного процесса в отдельных отраслях и организациях. Модернизированы требования к комплектации аптечек первой помощи и порядку ее оказания с применением медицинских изделий. В отношении обязательного психиатрического освидетельствования установлено, что оно проводится исключительно в государственных или муниципальных медицинских организациях, предоставляющих психиатрическую помощь по месту жительства или временного пребывания граждан. Наконец, постановлением Правительства РФ от 11.09.2024 № 1234 увеличены сроки проведения профилактических визитов и рейдовых пожарных осмотров: взаимодействие с контролируемым лицом продлено до 10 рабочих дней, а продолжительность профилактических визитов составляет до 10 рабочих дней, увеличиваясь до 20 дней для объектов с несколькими контролируемыми лицами.
В 2025 году ожидается дальнейшее развитие законодательства в данной сфере. Начиная с 1 марта 2025 года, помимо требований к комплектации аптечек медицинскими изделиями, введенных приказом Минздрава РФ от 24.05.2024 № 262н, работодатели будут обязаны соблюдать правила их размещения, хранения и использования, установленные приказом Минтруда РФ от 09.08.2024 № 398. Эти правила, ранее определяемые работодателем самостоятельно, теперь предписывают организацию постов первой помощи, оборудованных аптечками в количестве, зависящем от характера деятельности и оценки профессиональных рисков, и обозначенных специальной сигнальной маркировкой. Информация о местонахождении аптечек должна быть доступна на стендах по охране труда, в местах проведения инструктажей и на плане эвакуации. Локальный нормативный акт, регулирующий размещение, хранение и использование аптечек, утверждается работодателем с учетом мнения профсоюзной организации (при ее наличии). Ответственность за соблюдение данных правил возлагается на специально назначенного приказом сотрудника, прошедшего обучение по охране труда и оказанию первой помощи.
Значительные изменения запланированы и в области обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Проект приказа Минтруда РФ предусматривает выдачу спецодежды работникам, не подверженным воздействию вредных производственных факторов, исключительно в объеме, определяемом оценкой профессиональных рисков. Допускается уменьшение объема выдаваемых дерматологических СИЗ, распределяемых через дозирующие устройства, не более чем на 25%, при условии подтверждения экономии трехмесячными испытаниями, проведенными работодателем. Объем СИЗ, установленный Едиными типовыми нормами, не подлежит сокращению в зависимости от выявленных опасностей и не может быть переведен в категорию дежурных СИЗ. В качестве смывающих средств рекомендовано использование кускового туалетного мыла. Вместо ежемесячной выдачи дерматологических СИЗ устанавливается частота, определяемая работодателем на основе месячного расчета. Учет СИЗ со сроком эксплуатации менее одного месяца регламентируется работодателем и фиксируется в личных карточках учета с учетом периодической потребности, но не более чем на год. Срок эксплуатации комбинированных СИЗ определяется максимальным сроком среди совмещаемых средств. Срок эксплуатации спецодежды, исчисляемый с момента выдачи, зависит от климатических условий и не может превышать 2,5 года, при этом время хранения, отпуска и временной нетрудоспособности могут не учитываться. Передача дежурных СИЗ между сменами или работниками не требует фиксации в карточке выдачи. Защитные каски после увольнения работника разрешено переводить в категорию дежурных СИЗ, что ранее было запрещено. Работодатель обязан разработать и утвердить локальный нормативный акт, регламентирующий порядок обеспечения работников СИЗ, в дополнение к обязательному документу «Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации».
С 1 марта 2025 года планируется разделение порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров на два отдельных документа: первый – для допуска к вредным и опасным работам (ID 02/08/04-24/00147079), второй – для работников медицинских, детских учреждений, предприятий общественного питания, торговли и других сфер, которые могут являться источником заболеваний (ID 02/08/04-24/00147085). Нововведения включают в себя обязательное указание СНИЛС при направлении на медосмотр работников, занятых на вредных и опасных работах, сокращение срока предоставления заключения клиникой до пяти рабочих дней после проведения осмотра, обязательное утверждение работодателем категорий сотрудников, подлежащих медосмотрам, и предоставление соответствующего списка в Роспотребнадзор в течение 10 рабочих дней. Состав врачебной комиссии будет включать профпатолога, дерматовенеролога, отоларинголога, терапевта и гинеколога. При подозрении на заболевание, представляющее опасность для окружающих, предусмотрено направление на дополнительное обследование. К противопоказаниям для определенных работ планируется добавить носительство патогенного стафилококка и гнойно-воспалительные заболевания кожи.
Предстоящие изменения коснутся и квалификационных требований к специалистам в области пожарной безопасности. Проект приказа МЧС России предусматривает новую редакцию порядка обучения по программам противопожарного инструктажа, определение категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, и установление требований к содержанию этих программ. Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 утратит силу. Ответственным за пожарную безопасность может быть назначен только сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший профессиональную переподготовку в области пожарной безопасности. В связи с изменениями, предусмотренными ст. 1 ч. 1 и 2 Федерального закона от 24.09.2022 № 370-ФЗ, руководители организаций могут столкнуться с необходимостью поиска квалифицированного специалиста, что может потребовать значительных затрат на обучение персонала или привлечение новых сотрудников, особенно в секторе малого бизнеса. Соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности – критически важный аспект деятельности любой организации, обеспечивающий безопасность работников, защиту имущества и минимизацию рисков наложения штрафных санкций. Регулярное обучение способствует предотвращению аварийных ситуаций и обеспечивает соответствие деятельности компании требованиям законодательства.
Фотография от aleksandarlittlewolf on Freepik