Актуальные изменения в системе государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и проведением СОУТ
10 февраля 2025 Полезное
Современное развитие трудового законодательства Российской Федерации характеризуется значительной трансформацией механизмов государственного контроля за соблюдением прав работников и выполнением работодателями установленных обязательств. Ключевым нормативным изменением выступает обновление статьи 353 Трудового кодекса РФ, вступающее в юридическую силу с 1 марта 2025 года, которое существенно расширяет сферу государственного надзора в трудовой сфере.
Законодательную основу данных преобразований формирует Постановление Правительства РФ от 29.01.2025 № 62, внесшее существенные изменения в действующее Положение о федеральном государственном контроле. Данный нормативный акт не просто дополняет существующую систему надзора, но фактически создает новую парадигму контрольно-надзорной деятельности в сфере труда.
Принципиальное значение имеет расширение компетенции Государственной инспекции труда, получившей дополнительные полномочия по контролю за деятельностью работодателей. Инновационным аспектом становится включение в предмет государственного контроля не только традиционной проверки соблюдения трудового законодательства, но и мониторинга выполнения работодателями обязательств, закрепленных в первой, третьей и четвертой частях Трудового кодекса РФ. Это позволяет создать комплексную систему защиты трудовых прав работников.
Особую значимость приобретает внедрение усовершенствованного механизма контроля за проведением специальной оценки условий труда (СОУТ). Принципиально новым элементом системы становится наделение Социального фонда России расширенными полномочиями по работе с Федеральной государственной информационной системой СОУТ. Данное нововведение обеспечивает возможность автоматизированной проверки достоверности предоставляемой работодателями отчетности, что существенно повышает эффективность контрольных мероприятий.
Интеграция информационных систем различных государственных органов создает принципиально новую экосистему контроля за соблюдением трудового законодательства. Автоматизированная верификация данных позволяет оперативно выявлять несоответствия и нарушения, что значительно повышает результативность надзорной деятельности. При этом использование современных технологий снижает административную нагрузку как на контролирующие органы, так и на добросовестных работодателей.
Таким образом, внедряемые изменения формируют качественно новую систему государственного контроля в сфере трудового законодательства, характеризующуюся комплексностью, технологичностью и ориентацией на превентивное выявление нарушений. Данные преобразования направлены на повышение эффективности защиты трудовых прав работников при одновременной оптимизации административной нагрузки на участников трудовых отношений.
В контексте ужесточения контроля следует отметить положения Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающие значительные санкции за нарушения в сфере СОУТ. Особенно серьезные меры ответственности установлены за повторные нарушения, совершенные в течение года после первого административного взыскания.
Нормативно-правовое регулирование предусматривает комплексный подход к проверке соответствия условий труда установленным требованиям. В частности, согласно Приказу Роструда от 31.12.2020 № 265, утвержден перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Для обеспечения соответствия требованиям законодательства работодателям необходимо имплементировать систему внутреннего аудита документации по охране труда и СОУТ, основываясь на положениях действующих нормативно-правовых актов. Особое внимание следует уделить корректности заполнения формы ЕФС-1, введенной в действие с января 2024 года, которая заменила ранее действовавший отчет СЗВ-СТАЖ.
В научно-практическом аспекте важно отметить, что новая система контроля представляет собой комплексный механизм взаимодействия различных государственных органов, направленный на повышение эффективности надзора за соблюдением трудового законодательства. Это требует от работодателей системного подхода к организации труда и ведению соответствующей документации.
Рекомендуется организовать регулярный мониторинг соответствия документации и практической деятельности требованиям актуального законодательства, обеспечить своевременную актуализацию локальных нормативных актов и установить четкую систему ответственности за реализацию необходимых мероприятий в сфере охраны труда и проведения СОУТ.